Архиепископ Иоанн, священник Андрей Хвыля-Олинтер, Возьмитель А. Духовная безопасность России

  • : Function ereg() is deprecated in /home/portal-mis/portal-missia.ru/docs/includes/file.inc on line 895.
  • : Function ereg() is deprecated in /home/portal-mis/portal-missia.ru/docs/includes/file.inc on line 895.
  • : Function ereg() is deprecated in /home/portal-mis/portal-missia.ru/docs/includes/file.inc on line 895.


 

Научно методическое пособие: Духовная безопасность России (актуальные теоретико методологические и практические проблемы духовной безопасности). Москва. 2005. 109 с.

Научно методическое пособие посвящено актуальным теоретико методологическим и практическим проблемам духовной безопасности в России. Рассматриваются (преимущественно исходя из социологических и политологических позиций) теоретические и практические вопросы, в первую очередь те, которые относятся к социальной сфере. Целенаправленно уточняется специфика духовности, состояния веры, религиозности, иных универсалий, категорий и понятий, связанных с духовной безопасностью. Методическое пособие ориентировано на служащих органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации (в частности, на специалистов Экспертных советов по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями), а также будет полезно всем интересующимся данной тематикой.

При публикации материалов из пособия ссылка на него обязательна.

(c) КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

1. Духовно-цивилизационный разлом и противостояние

2. Духовная безопасность в обществе и системе национальной безопасности

3. Вопросы духовной безопасности России в Концепции национальной безопасности и Доктрине информационной безопасности Российской Федерации

4. Традиционный, социологический и политологический подходы к определению духовной безопасности

5. Объект, предмет и система духовной безопасности (теоретико-методологический анализ и реальная ситуация)

6. Религиозная безопасность как одна из важнейших составляющих духовной безопасности

7. Краткий словарь определений некоторых универсалий, категорий и понятий, значимых для проблем духовной и религиозной безопасности

8. Литература

Краткие сведения об авторах

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее методическое пособие посвящено теоретико-методологическим и практическим проблемам духовной безопасности в России. В нем рассматриваются (преимущественно с социологических и политологических позиций) в первую очередь теоретические и практические вопросы, относящиеся к социальной сфере. Целенаправленно уточняется специфика духовности, состояния веры, религиозности, иных универсалий, категорий и понятий, связанных с духовной безопасностью. Определенное внимание уделено православию, как крупнейшей культуро-созидательной и государственно-образующей религии нашей страны, подчеркнуто выделенной в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Методическое пособие ориентировано на специалистов органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, ученых, экспертов и т.п.

Проблема духовной безопасности является одной из главнейших для человека, семьи, общественных институтов, государств, человечества и мира в целом. Во многих правовых документах Российской Федерации однозначно раскрывается значимость духовной безопасности. Еще в 1996 году Государственная дума в своем обращении «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» предложила «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной». Духовность есть основа практически всего, что имеет отношение к самореализации личности. Можно утверждать, что те или иные духовные установки явно или скрытно направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур.
Духовная безопасность включает в себя систему отношений между субъектами общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и здорового социально-нравственного развития. Феномен «духовная безопасность» является неотъемлемой частью национальной и конституционной безопасности. Так, религиозные ценности, в частности, нередко выступают в качестве источников права и стратегических политических целей, а религиозные установки населения явно или скрытно влияют на политические процессы, культуру, правосознание, правопослушность, правопорядок, семейный уклад и статус человека.

Современная религиозная жизнь в России весьма многообразна. Однако в ней четко выделяются три созидательные традиционные религии: православие, ислам и буддизм. Особое место занимает иудаизм, а также несколько национальных созидательных религий малых народностей. Кроме того, на территории нашей страны активно действует много религиозных культов, обычно называемых сектами. Велико зарубежное вмешательство в духовную и религиозную жизнь нашей страны. Четко различаются созидательные и деструктивные религиозные течения.

В связи с таким разнообразием религиозных процессов значимыми для нашей Отчизны стали:
- широкое и настойчивое просвещение населения в духовной и религиозной сфере;
- воспитание социальной (в том числе и бытовой) терпимости (толерантности) населения к иноверцам;
- налаживание конструктивного социального взаимодействия созидательных религий;
- целенаправленное развитие и укрепление государством, соответствующими структурами государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации всех созидательных форм проявления духовности и религиозности.

Первостепенной является проблема повышения эффективности прогнозирования, оценки, регулирования духовных и религиозных процессов на базе основополагающих правовых и нравственных принципов. В международном и российском законодательстве имеется достаточно много правовых норм, позволяющих уже сейчас решать эти проблемы. Однако реальная действенность их пока еще крайне мала. Это связано, прежде всего, с недостаточной подготовкой в этой сфере многих представителей властных структур и большей части населения нашей страны. Недостаточно определенно выражена и политика государства в это деликатной сфере. Кроме того, правовой механизм регулирования духовных процессов недоработан до необходимого для практики состояния: не хватает соответствующих специалистов, инструкций, методик, положений и т.п. в ведомствах и учреждениях. Особенно это касается правоохранительной, воспитательной и образовательной сфер.

Следует отметить, что при разработке мер по укреплению духовной безопасности зачастую наблюдается неоправданное опасение, что этим якобы будет нарушаться «свобода совести». На этом обычно спекулируют защитники вседозволенности в духовной сфере и всяческих деструктивных культов. Однако «свобода совести» есть специфическое внутреннее, интимное состояние любого человека, связанное с имманентной свободой его воли. Как таковое, оно находится вне сферы правового регулирования. А любая общественная деятельность, включая и осуществляемую по религиозным мотивам, обязательно подлежит тому или иному правовому регулированию, в том числе она может быть, при необходимости, ограничена и даже запрещена. На этом построено ныне действующее международное и российское законодательство.

В конечном итоге воздействие на «свободу совести» связано лишь с информированностью и компетенцией человека, выбирающего себе ту или иную веру. Духовное же насилие всегда предполагает тот или иной обман. Из-за этого деструктивные культы стремятся утаивать свои подлинные негативные особенности, спекулировать на привлекательных лозунгах и показных благотворительных мероприятиях или, наоборот, применять сложную экзотическую терминологию (так называемый «новояз») и намекать на некие тайны и сверхвозможности высших уровней посвящения. И, собственно, поэтому особое значение приобретают духовное и религиозное просвещение и образование, а также объективное, полное, удобопонятное политологическое описание и классификация вероучений; и хотя в этом направлении в последние годы наметились определенные положительные тенденции, следует признать, что животрепещущих проблем, для которых пока не найдено эффективных решений, остается весьма много.

 


Миссионерский отдел Московского Патриархата — ©2009-2012