В Москве прошла XIX ежегодная богословская конференция «Сретенские чтения»

  • : Function ereg() is deprecated in /home/portal-mis/portal-missia.ru/docs/includes/file.inc on line 895.
  • : Function ereg() is deprecated in /home/portal-mis/portal-missia.ru/docs/includes/file.inc on line 895.
  • : Function ereg() is deprecated in /home/portal-mis/portal-missia.ru/docs/includes/file.inc on line 895.


  23 февраля в Москве состоялась XIX ежегодная научная богословская конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов «Сретенские чтения», организованная Свято-Филаретовским православно-христианским институтом (Москва). В этом году институт второй раз проводит конференцию в сотрудничестве с Русской христианской гуманитарной академией (Санкт-Петербург).

 

Конференция собрала более 200 человек из 33 городов и 13 духовных школ и светских вузов: СФИ, РПУ св. Иоанна Богослова, Белгородской, Казанской, Кузбасской, Смоленской духовных семинарий, РХГА, СПбГУ, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Государственного университета управления, Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина и других. Всего на пленарном и шести секционных заседаниях прозвучало 49 докладов. Почти половину из них представляли гости СФИ.
 
Александр Копировский, профессор, ученый секретарь СФИ, сопредседатель Оргкомитета Сретенских чтений:
 
«Если сравнивать нынешние Сретенские чтения с теми, с которых они начинались 19 лет назад, то произошло то, чего мы никак не ожидали. Из скромного, очень небольшого, скорее внутреннего мероприятия конференция стала настоящим церковным событием, которое вызывает интерес других вузов — и светских, и духовных. Потому что и сам СФИ значительно расширился и изменился.
 
У участников Сретенских чтений есть возможность поставить действительно живые проблемы, а не просто показать, что они умеют работать с материалом. Ведь изначально студенческие конференции были просто возможностью научиться выступать перед публикой. Сегодня акценты изменились: общение разных мнений, подходов, традиций, школ, обсуждение докладов создает творческую атмосферу, которая стимулирует не только учебу, но и богословскую и исследовательскую мысль».
 
Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ, сопредседатель Оргкомитета Сретенских чтений:
 
«Очень важно, чтобы в среде молодых ученых и исследователей, которые специализируются в области богословия, был живой интерес к различным проблемам церковной жизни, чтобы богословская мысль была живой. Программа конференции свидетельствует о высоком богословском, научном уровне ее участников. Мы постарались, чтобы на Сретенских чтениях получили освещение и лучшие выпускные работы 2012 года в области церковно-исторических исследований, миссиологии, экклезиологии. Мы надеемся, что доклады, дискуссии и живое общение будут плодотворны не только для развития богословской мысли, но и для церковной жизни».
 
Благовестие христианской славы
 
Пленарное заседание открыл проректор СФИ Дмитрий Гасак. Приветствие учредителям и участникам направил ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова игумен Петр Еремеев.
 
На заседании прозвучало два доклада, первый из которых представил заведующий кафедрой миссиологии Белгородской православной духовной семинарии, сотрудник Синодального миссионерского отдела, священник Александр Гинкель с докладом «Миссионерские аспекты книги “Апокалипсис”».
 
«Апокалипсис», одна из самых малочитаемых книг Священного писания, овеяна массой предрассудков и неверных мнений. Секрет ее непонятности в символическом языке, который должен был превратить ее для язычника лишь в ряд непонятных видений и многозначных предсказаний. Но, как заметил отец Александр, зачастую примерно так же ее воспринимает и современный христианский читатель, подобно древним язычникам никогда не читавший Ветхий Завет, на котором строилось все апостольское богословие.
 
Книга адресована «семи церквам, находящимся в Асии» (Откр 1:4), с епископами которых был лично знаком апостол и евангелист Иоанн Богослов (в книге епископы называются ангелами). Главная цель книги — свидетельство о незримом присутствии и действии Вознесшегося Господа Иисуса Христа в истории: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20), — и о Его пришествии во Славе и Царственном достоинстве общечеловеческого Судии. Центральная 11 глава повествует о Церкви — «творении, которое появилось благодаря пришествию в мир Иисуса Христа».
 
Интересно, что вопреки распространенному мнению, в книге «Откровение» ничего не говорится об антихристе — такое слово там даже ни разу не встречается. Отец Александр напомнил, что в своем послании апостол говорит о том, что антихрист «теперь есть уже в мире» (1 Ин 4:3), и ждать его пришествия и пугать им малодушных — дело не христианское. Что касается «клейма зверя», большинство древних толкователей понимало его как символ духовного рабства человека диаволу, князю мира сего, а его начертание на руке и лбу — как образ действия и мыслей, направленных на служение земному.
 
Главный миссионерский аспект книги связан с ее правильным пониманием, подчеркнул отец Александр. Ведь ее главная тема — благовестие нового неба и новой земли. К сожалению, немногие читали завершающие Библию удивительные по своей силе слова: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр 21:2-5).
 
Сокровище Ташкентской епархии
 
Второй доклад на пленарном заседании представила Ольга Борисова. В основу выступления она положила свою итоговую работу, защищенную прошлой осенью в СФИ. Это первое исследование церковной ситуации в Ташкентской и Среднеазиатской епархии в 1943–1958 гг. — исторический период между двумя этапами открытых гонений со стороны советского государства. С 1920-х гг. Ташкентская епархия стала прибежищем для отбывших сроки заключения в советских лагерях ссыльных и репрессированных клириков и мирян, а также представителей интеллигенции, что создало особые условия для интенсивной духовной жизни.
 
1944-1960-е годы ХХ века стали уникальным периодом в истории Русской православной церкви в Средней Азии в советское время. Несмотря на внешние притеснения со стороны власти, переросшие затем в открытые гонения, в епархии происходило возрождение церковной жизни. Все архиереи, управлявшие епархией в этот период — епископ Кирилл (Поспелов), епископ Гурий (Егоров), архиепископ Ермоген (Голубев) — были подвижниками и исповедниками веры. Это были люди, жаждавшие возрождения духовной жизни.
 
О.В. Борисова осветила вопросы церковного служения духовенства и мирян, богослужения и проповеди, духовного просвещения и катехизации, благотворительности, церковно-государственных отношений.
 
На секции миссиологии и катехетики
 
Работу конференции продолжили секции миссиологии и катехетики, богословия, Священного Писания и литургики, церковной истории, философии и гуманитарных наук, религиоведения.
 
Наиболее многочисленной традиционно была секция миссиологии и катехетики. Ее вели руководитель Методического центра по миссии и катехизации при СФИ Владимир Якунцев и преподаватель истории христианской миссии и катехизации Кирилл Мозгов. На секции обсуждали опыт крупнейших русских миссионеров XIX и XX века, таких как архиепископ Казанский и Свияжский Владимир, святитель Иннокентий Московский, архимандрит Спиридон (Кисляков), а также проблемы современной миссии и катехизации.
 
Большой интерес вызвал доклад выпускника СФИ Игоря Власенко о сложном и противоречивом явлении контрмиссии в Русской православной церкви в конце XIX — начале XX века. Мария Лавренова рассказала о миссионерской деятельности приходов Тверского благочиния Тверской епархии в 1991-2011 гг. в свете решений Поместного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Непростой вопрос вхождения оглашаемых в опыт церковной и личной молитвы поднял в своем докладе студент СФИ Андрей Васенёв.
 
Выпускница СФИ Ольга Орлова, автор одного из докладов:
 
«И архиепископ Владимир (Петров), и митрополит Иннокентий (Вениаминов) — своего рода самородки миссионерской эпохи России, — комментирует выпускница СФИ Ольга Орлова, автор доклада об архиепископе Казанском и Свияжском Владимире. — Алтайская духовная миссия, как и многие другие духовные миссии XIX века в Русской православной церкви, выполняла заказ царского правительства по христианизации инородцев юга Западной Сибири. Перед царем стояла задача объединить все народы под своей властью и тем самым создать крепкое государство, а что может объединить людей лучше, чем единая вера? В связи с этим методы (крещение насильно, без научения вере, за деньги, за освобождение на некоторый срок от налоговых сборов и др.), которыми достигались обозначенные цели, иногда можно было бы назвать контрмиссией, об этом мы слышали в докладе Игоря Власенко.
 
Несмотря на сложные внешние условия, находились люди, для которых дело миссии было настоящим призванием от Бога. И архиепископ Владимир (Казанский) и митрополит Иннокентий (Вениаминов) понимали, что для подготовки и несения миссионерского служения принципиально важна братская поддержка миссионера со стороны единомышленников. Одна из важнейших забот миссионера — осуществление не только внешней, но и внутренней миссии. Это необходимо, чтобы новые члены церкви, входя в конкретное церковное собрание, продолжали свое духовное возрастание. Святители понимали, что миссионерам важно самим “идти в народ” для проповеднической деятельности, а не ждать, когда ищущие придут к ним. Из жизни этих епископов мы видим, что старшим в Церкви — епископам, архиепископам, учителям и пастырям — принципиально важно быть открытыми к простому верующему народу, а также по-отечески помогать миссионерам, поддерживая их в нелегком служении».
 
Выпускница СФИ Нина-Инна Ткаченко представила доклад «Проповедь покаяния как часть миссии в РПЦ в «переходный» период (1980-2000 гг.)». Она проанализировала проповеди таких известных проповедников, как протоиерей Александр Мень, протоиерей Георгий Чистяков, митрополит Сурожский Антоний, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — патриарх Московский и всея Руси). Мы обратились к автору доклада с вопросом:
 
— Вы затронули очень сложную и актуальную тему покаяния в контексте миссии. Но откуда оно должно начинаться? Кто и кого должен призывать к покаянию?
 
— Вряд ли возможно призывать к покаянию неверующих, нецерковных людей точно так же, как верующих и воцерковленных. Тема покаяния обязательно должна открываться в миссии, но иначе, через обращение к экзистенциальным темам, которые прямо, на первый взгляд, с покаянием не связаны. К примеру, можно ставить вопрос о смысле собственной жизни человека, об ответственности за жизнь близких, друзей, за жизнь мира. Покаяние как изменение жизни — это разговор о призвании человека.
 
Конечно, миссия — это удел человека, живущего полнотой церковной жизни. Свидетельство дается от полноты и глубины, оттого что ключевые смыслы христианства: свобода, любовь, уважение к личности другого, сострадание к миру, видение образа Божьего в человеке, устремленность ко Христу — стали родными тебе самому. Только из глубины сострадания к другому, из любви к нему, из прощения может рождаться подлинная миссия. Иначе она превратится или в контрмиссию, или в идеологию.
 
Говорят участники конференции
 
Впечатлениями от конференции делится участник секции Священного писания и литургики, преподаватель Российского православного университета св. Иоанна Богослова Павел Герасимов: «Первое впечатление — это хорошая организация. Второе впечатление — за внешней непрезентабельностью помещения скрывается очень интересное внутреннее содержание. Это очень приятно, поскольку сейчас принято пускать пыль в глаза, а здесь как-то наоборот. Третье впечатление — это содержание докладов. Я ни минуты не пожалел, что присутствовал здесь на конференции. И очень доброжелательные люди, с которыми можно вести свободный диалог».
 
«Много положительных эмоций вызывает сам процесс обсуждения, — говорит студент Кузбасской духовной семинарии Сергей Белозерцев. — Представленные доклады достаточно разнообразной глубины и богословского содержания, но всегда их встречают тепло и с готовностью вступить в диалог. Возможность диалога — одно из главных достижений этой конференции. Он дает возможность обратить внимание на еще неразработанные стороны богословия и погрузиться в их разработку, а также посмотреть на известные вещи с нового ракурса».
 

Софья Андросенко, Андрей Васенёв

 

По материалам сайта Свято-Филаретовского православно-христианского института

 


Миссионерский отдел Московского Патриархата — ©2009-2012