Епископ Сиэтлский Феодосий: "Миссионерская деятельность начинается с доброделания, с уважения и дружбы"

  • : Function ereg() is deprecated in /home/portal-mis/portal-missia.ru/docs/includes/file.inc on line 895.
  • : Function ereg() is deprecated in /home/portal-mis/portal-missia.ru/docs/includes/file.inc on line 895.
  • : Function ereg() is deprecated in /home/portal-mis/portal-missia.ru/docs/includes/file.inc on line 895.


- Ваше Преосвященство! По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Вы примите участие в XII Всезарубежном молодежном съезде в Париже. О чем Вы, в первую очередь, как архиерей и духовный наставник, хотели бы поговорить с молодыми людьми из разных стран?

- Как духовный наставник - о важности молитвы в повседневной жизни человека, в частности, молодого человека, как единственного оружия против наступающего со всех сторон мира с его соблазнами. Как архиерей - об активном участии православной молодежи в жизни своих приходов, в жизни общества и страны.

- Когда Вы впервые начали работать с молодежью?

- Наверное, с тех пор, как началось мое пастырское служение - в 1988 году, в год Тысячелетия Крещения Руси. В то далекое время мы устраивали молодежные паломничества к святым местам, в летнее время вывозили детей и молодежь в православные лагеря, где обучали их ремеслам и проводили богослужения во временно установленных храмах. Дети приобщались к правильной христианской жизни изучая молитвы и знакомясь с житиями святых. Но, я думаю, что в определенном смысле каждый пастырь работает с молодежью все время. Ведь такая работа - это не только организованные беседы, съезды. Это и богослужение, и исповедь, совместная уборка храма, доброе, участливое внимание, вовремя сказанное слово. Кроме того, к работе и общению с молодежью можно отнести и мою преподавательскую деятельность как в киевских школах и детских домах, так и в лицее Святителя и Чудотворца Иоанна Шанхайского и Санфранцисского, а также в Свято-Кирилло-Мефодиевской гимназии.

 

В храме святителя Тихона Задонского, настоятелем которого я являюсь уже много лет, я проводил духовные беседы с детьми и молодежью, вел уроки Закона Божия и церковного пения и даже принимал участие в подготовке Рождественских спектаклей. Трудно определить начало и конец этой работы...

- Приходится ли Вам сейчас работать с молодежью и по каким направлениям? Какие формы миссионерского служения наиболее актуальны, востребованы и распространены в Западно-Американской епархии?

- Как викарному архиерею, мне приходится так или иначе заниматься вопросами, связанными с работой с молодежью: вести богослужения и принимать участие в съездах православной молодежи, выступать на них с докладами, проводить встречи и духовные беседы. Вот все это и является наиболее распространенными формами миссионерского служения в нашей епархии.

- Какие новые формы миссионерского служения, не достаточно используемые в епархии, Вам хотелось бы привезти с парижского молодежного форума?

- Нынешнее секулярное время предъявляет свои требования к миссионерскому служению. К сожалению, прошли те времена, когда родители приводили своих детей в храм в младенчестве и дети оставались там на всю жизнь, когда авторитет родителей и пастырей был велик. Ныне же, институт семьи практически разрушен, авторитетов так много, как много телевизионных и компьютерных программ. Недостаточно говорить, что двери храма открыты для всех, сидеть и ждать, когда молодые люди туда придут – нужно выходить к ним навстречу, использовать современные средства и формы общения. Вот об этом и хотелось бы узнать побольше от самой молодежи.

 

- Какие общие миссионерские дела и проекты, на Ваш взгляд, могли бы помочь большему объединению молодежи из разных стран?

- Я полагаю, что наиболее эффективной формой объединения является совместный труд. Это может быть и восстановление храмов и обителей, работа в приютах с детьми-сиротами, помощь в организации летнего отдыха для таких детей, и детей из многодетных семей, шефство над домами престарелых и инвалидов, помощь в районах стихийных бедствий. Вспомним слова Спасителя: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и приняли Меня; был наг, и одели Меня; болен и в темнице, и посетили Меня (Мф. 25; 35-36). Вспомним великого подвижника и миссионера, святителя Иннокентия Московского. С чего он начинал свою миссионерскую деятельность? Не с проповеди Евангелия, а с изучения языка и обычаев народов Аляски, с помощи в делах, с участия, уважения и дружбы. Вот это и стало залогом его успеха в распространении Православия. Но не надо забывать и о совместном отдыхе!

- Владыка, а сами Вы как думаете, откуда у Вас эта тяга к педагогике, к работе с молодежью?

- Наверное, это врожденное. Хотя когда я принимал постриг, я и не думал, что буду работать с подрастающим поколением...

- Были ли у Вас в семье люди духовного звания, педагоги?

- В далеком прошлом были. Я родился и вырос в Киеве, монашеский постриг принял в Киево-Печерской Лавре. Еще до того как я поступил в монастырь, моя мать приняла иночество в одной из древнейших обителей Киева - Флоровском монастыре. Удивительно, что она и родилась в этом монастыре. Часть его до революции была отдана государственным учреждениям, и когда ее отец, а мой дедушка-профессор, приехал преподавать в сельскохозяйственной академии, то квартиру ему предоставили в одном из зданий Флоровского монастыря. Вот так и получилось, что первые годы своей жизни мама провела в той самой обители, в которую поступила спустя тридцать лет. Когда она была маленькой, сестры монастыря сажали ее на подушки и называли «своей игуменьей». Тогда невозможно было предположить, что хоть эта малышка и выйдет замуж когда станет взрослой, но в конце концов окажется в том же монастыре, где провела начало своей жизни; будет трудиться в обители на клиросе, в просфорне и на разных других послушаниях. Я благодарен и, прежде всего, обязанан своей матери, которая привела меня к вере, к Богу, дала начальное православное образование.

тец мой, хотя и родился в православной семье, но крещен не был. Спустя много лет, когда мы с иноками Лавры совершали отпевание моей бабушки, он спросил, а сможет ли он быть так отпет и похоронен? Я ответил, что только после того, как примет православное крещение. Через несколько дней я его покрестил, при этом он выразил желание поменять свое имя, чтобы начать новую жизнь с новым именем. Отца звали Сергей, и, по сути, небесным его покровителем должен был бы быть преподобный Сергий Радонежский. В день его крестин был праздник в честь святого Саввы Освященного и отец попросил изменить его имя на Савву. Интересно, что в детстве его часто называли Саввой! О перемене имени знали только близкие люди и родственники. У отца был дар объединять, собирать людей, дар любви ко всем людям. Крещение он принял уже на склоне лет, но этот дар любви к другим у него проявлялся всю жизнь. Около четырех лет назад мы отпевали отца в знаменитом Ионинском монастыре города Киева...

- А вы могли предположить, что окажитесь в Америке, и вам предстоит на другом континенте работать с детьми, с подростками?

- Не было у меня ни такого предположения, ни желания. Когда я принимал иноческий постриг в одной из древнейших обителей, я совершенно искренне давал обет пред Богом, что буду верен Ему и своему послушанию в обители до конца своих дней. Но, как говорил один из святителей нашей церкви : «Человек выбирает путь, а Господь направляет шествие». Я и сейчас люблю свою обитель и чувствую себя там, как в своем родном, духовном доме.

- Владыка, в Сан-Франциско Вы долгое время были вице-директором Кирилло-Мефодиевской русской церковной гимназии. Чем лично Вас обогатил опыт работы в гимназии?

- Культура, обычаи и стиль общения в русском зарубежье несколько отличаются от того, к чему я привык на родине. Мне, как пастырю Русской Зарубежной Церкви, важно было научиться понимать и моих учеников, и их родителей, и коллег, большинство из которых родились и выросли в православной традиции зарубежья. Вот и пришлось мне не только учить, но и учиться самому. Принимая постриг, я не готовил себя к подобного рода деятельности, а ведь она является своего рода миссионерством, опыт которого я и приобрел, работая в гимназии. И где же, как ни в школе, можно познакомиться с проблемами, с которыми сталкивается современная молодежь!

- На английском Вам приходилось преподавать тоже, не так ли?

- В академии Святителя и Чудотворца Иоанна я преподавал на английском языке Закон Божий, Ветхий Завет и Жития святых, потому что в этой школе, которая находится в том же помещении, что и гимназия, преподавание ведется по-английски. Школа имеет статус среднего государственного учебного заведения, и дети после ее окончания имеют возможность поступать в университеты США.

- Вы приехали в Америку со знанием английского?

- С очень незначительным, овладение им заняло у меня лет пять: так, чтобы и понимать язык, и говорить на нем. Но я еще продолжаю учиться!

- С какими направлениями работы молодежи в других странах Вам хотелось бы познакомиться?

- С религиозно-патриотическом воспитанием, с проблемами сохранения языка и культуры в странах рассеяния, проповедью Православия в молодежной среде. А еще хотелось бы узнать, как ведется работа с так назваемыми трудными подростками, с теми, кто попал в беду, отошел от Церкви.

Еще будучи иноком Киево-Печерской Лавры мы с собратьями посещали дома, где жили такие дети, и у меня болела душа, когда я видел, как эти дети тянутся к духовенству и к тем святыням, которые мы им приносили. Но начинать, наверное, нужно с родителей и педагогов, поэтому во время таких визитов мы совершали таинства крещения и исповеди и над взрослыми.

- Владыка, насколько важно в наше время объединение православной молодежи разных стран?

- В наше время молодежь разных стран сталкивается со многими трудностями, претерпевает те или иные искушения. Складывается впечатление, что молодежь на Западе более удаляется от Христа, чем молодежь в России и странах бывшего Советского Союза. Это связано с выраженным тяготением к материальным сторонам жизни, со все более ускоряющимся темпом ее развития. Подобная тенденция также стала заметна как в России, так и в Украине...

Для того, чтобы поддержать друг друга, православной молодежи необходимо чаще видеться, проводить вместе молитвенные часы. Это будет ее объединять в борьбе с грехом, сообщать духовную закалку, давать смысл дальнейшей христианской жизни, и предоставлять возможность создавать православные семьи.

Ныне мы видим примеры, когда молодые люди вступают в брак, казалось бы, по любви, но не согласно с христианским мировоззрением. Часто эти браки бывают сложными, потому что у людей разные желания и намерения, они по-разному понимают смысл жизни. Когда же браки совершаются над людьми в единой вере находящимися, тогда после таинства венчания будет существовать единство в этой малой церкви, как семью именуют апостолы.

Подобные съезды полезны и для того, чтобы молодежь поддерживала дружественно-христианские отношения. Молодые люди иногда стесняются задавать вопросы священникам, а тем более епископам. Когда же они видят своих сверственников, с детства верующих и имеющих более высокий уровень духовной жизни, то им легче раскрыться вначале перед теми, а затем и перед духовенством. На съездах они получают и нужные ответы на волнующие их вопросы, и отвращаются от дел, которые не являются спасительными в этой жизни.

- Владыка, что бы Вы пожелали тем, кто собирается приехать на съезд в Париж?

Никогда не унывать, во всем полагаться на Господа и следовать словам Спасителя нашего Иисуса Христа: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33)

Беседовала Татьяна Весёлкина

Сайт Русской Православной Церкви Заграницей

 

 

 

 


Миссионерский отдел Московского Патриархата — ©2009-2012