Малые группы: сектантство или апостольство?

  • : Function ereg() is deprecated in /home/portal-mis/portal-missia.ru/docs/includes/file.inc on line 895.
  • : Function ereg() is deprecated in /home/portal-mis/portal-missia.ru/docs/includes/file.inc on line 895.
  • : Function ereg() is deprecated in /home/portal-mis/portal-missia.ru/docs/includes/file.inc on line 895.


20 февраля екатеринбуржский храм Вознесения Господня отметил небольшой юбилей – 20 лет со дня возрождения церкви. 16 февраля 1991 года после многочисленных стараний инициативной группы, здание закрытого в советские годы храма было передано общине верующих, и храм начал восстанавливаться.

Вообще-то само по себе событие отмечания какой-либо (пусть даже относительно круглой) даты возвращения храма верующим – событие достаточно заурядное. Но вот сам храм Вознесения назвать заурядным никак нельзя. За эти двадцать лет в приходе было создано очень многое, притом некоторые нововведения, появившиеся в храме, оказали сильнейшее влияние на развитие всей Екатеринбургской епархии.

Например, именно здесь четырнадцать лет назад возник первый в городе молодёжный клуб, с которого и стало развиваться молодёжное движение епархии. Также в храме Вознесения возникла также система оглашений, состоящая из двенадцати бесед, которая распространилась затем на всю епархию. Как следствие, из бывших оглашаемых сформировалась необычайно дружная община «Вознесенки», потребность в христианском общении у которой уже не могла удовлетвориться обычной встречей на воскресной службе.

Так и появились «малые миссионерские общины» – домашние группы на квартирах, которые в основном состоят из людей, уже прошедших двенадцать огласительных бесед, участвующих в постогласительных беседах и желающих более тесного общения и более активного участия в приходской жизни. На малых группах в основном разбирается Священное Писание и отдельные библейские персонажи – «герои веры». Однако строгой программы на встречах пока нет, и возможно и свободное обсуждение тем, и даже просмотр какого-нибудь фильма. Главная цель таких встреч, как поясняют участники групп – более тесное общение христиан между собою и миссионерство, ведь именно с таких общин-ячеек в отдалённых районах города и могут возникнуть новые храмы.

– На таких встречах человек раскрывается, задаёт вопросы, может поделиться наболевшим, а также начинает воспитывать себя через отношения с другими, – считает представитель группы «Центр» Тамара Бирючинская.

Вообще домашние группы на квартирах – форма общения верующих, сравнительно новая для современной Церкви. Зато на данный момент она является самой распространённой и приоритетной миссионерской стратегией как среди давно существующих, так и среди новых протестантских течений. Суть её заключается в том, что все члены общины распределяются по небольшим ячейкам, собирающимся на дому по территориальному или иному (профессиональному, возрастному и т.д.) признаку. Там они проводят изучение Библии, обсуждают текущие вопросы, приглашают на встречи новых людей и т.д.

Однако екатеринбургские клирики и миряне уверены: думать, что «малые группы» – это исключительно протестантское и тем более сектантское изобретение, и потому использовать его в православной среде невозможно, было бы ошибкой.

– Система малых покаянных общин зародилась ещё в Древней Церкви, а во времена гонений общение верующих небольшими группами в домах было самой распространённой, а зачастую почти единственной формой церковной жизни. Именно из таких групп вырастали в первые века христианства поместные церкви. Этот опыт активно использовался и в советское время, – поясняет клирик храма Вознесения Димитрий Ощепков. – Христианская жизнь требует большего сплочения и неформального общения, которое в полной мере может проявиться именно в квартире, в быту, когда люди знакомятся ближе и становятся друзьями. В результате многие действительно сдружились и стали жить в полном смысле слова общинной жизнью.

– Если люди будут дружить друг с другом, они смогут принести больше пользы и в храме. Чем больше будет связей, взаимопомощи, поддержки, тем будет лучше налажена духовная жизнь прихожан. Основа духовной жизни христианина – это любовь к ближнему, а она должна быть выражена в делах. Необходимо показать веру, действующую любовью, и это более всего проявляется в малых группах, – соглашается с ним руководитель Миссионерского отдела епархии отец Александр Сандырев.

На данный момент система малых групп в Екатеринбурге только опробуется, и потому каких-то теоретических разработок того, в какой именно форме должны проходить домашние встречи, пока нет. Зато большое количество литературы о так называемых «ячейках» можно найти в среде протестантских авторов. Скажу честно, что именно поэтому меня, как религиоведа, вначале насторожило столь быстрое вплетение новой формы в ткань привычной общинной жизни – уж слишком много перекосов и ошибок в деле развития миссионерства через малые группы сделали и продолжают делать некоторые протестанты.

Например, один из основоположников современной стратегии малых групп баптист Ральф У. Нейбор вообще считает, что домашние группы способны заменить собой все традиционные церковные формы. «Поскольку Малая группа удовлетворяет все потребности верующего, она заменяет мириады «программ», осуществляемых в традиционной церкви. В ней нет воскресной школы, учебного часа, вечера посещения домов, молитвенной службы в середине недели или ещё какой-нибудь из прочих формальных служб, составляющих расписание других церквей», – отмечает он в своей книге «Путеводитель пастыря».

При этом Нейбор достаточно пренебрежительно отзывается об обычной духовной иерархии, зато большое внимание уделяет чётким инструкциям, разработкам и письменным практическим пособиям. В частности, он составил распорядок каждого из двенадцати планируемых собраний малой группы, где отводится примерное количество минут на «восхваление», «ломку льда» (вопросы для установления контакта), «единение в мечте», описываются темы для обсуждений и специфика молитвы. Темы для обсуждений также могут касаться вещей достаточно личных, например, проблем на работе и разных бытовых ситуаций. Справедливости ради стоит сказать, что пособия эти носят рекомендательный характер.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении опыт храма Вознесения показывает – малые группы в Православии выглядят совершенно иначе. Система, которая выражается в откровенном пренебрежении формами богослужений и церковной иерархии, неприемлема для Православной Церкви. Здесь собрания небольшими миссионерскими общинами ни в коей мере не подменяют собой богослужения, не заменяют храм и органично встраиваются в церковную жизнь. Никакого привлечения на встречи группы совершенно посторонних людей и тем более их «обработки» также не происходит. Домашние ячейки – это в первую очередь форма более тесного духовного общения прихожан уже существующей общины. При этом священники ни в коей мере не исключаются из этого общения.

– Обычно на встрече председательствует священник, но если его нет, все вопросы решаются соборно. Члены группы читают на неделе тот или иной отрывок из Священного Писания, а затем, встречаясь, они рассказывают друг другу, как его поняли, что почерпнули из толкования Святых Отцов, – поясняет отец Димитрий. – При этом само посещение малых групп абсолютно свободно. Мы полагаемся только на совесть людей. Но я вижу, что они стали помогать друг другу, регулярно исповедоваться и причащаться.

Екатеринбургское нововведение положительно было воспринято и в Москве.

– Каждый из нас принимает в святом Крещении обязанность нести апостольское служение, нести проповедь Евангелия погибающему человечеству. Способы донесения этой благой вести могут быть абсолютно разными. Апостол Павел советует с эллинами быть, как эллин, с иудеями как иудей. По аналогии мы можем сказать, что с панками нужно быть, как панк, с рокерами – как рокер, как говорит известный миссионер игумен Сергий (Рыбко). Вспомним и нашего самого известного миссионера ХХ века митрополита Антония Сурожского, который в 60-е годы проповедовал хиппи на ступеньках Оксфордского университета, – рассуждает руководитель Школы православного миссионера при Синодальном Миссионерском отделе Русской Православной Церкви чтец Дмитрий Пахомов.

– Что касается так называемых «малых групп» и миссии посредством общения на квартирах, на кухнях, а может быть, в клубах и ресторанах – что может быть в этом плохого? Если мы используем любые площадки: средств массовой информации, рок-концертов, амвоны для проповеди Слова Божьего, то почему мы не можем использовать квартиры или кафе для того, чтобы нести миссию? – задаётся вопросом миссионер.

Как бы то ни было, а прихожане храма Вознесения Господня продолжаются собираться вместе, встречаться, изучать свою веру и обсуждать самые разные вопросы как личной, так и церковной жизни. Как знать, может быть, в достаточно секулярном (по крайней мере, по сравнению с Центральной Россией) Екатеринбурге именно эти неформальные встречи и станут когда-нибудь почвой для появления новых общин и новых храмов в отдалённых районах города.

Ксения Кириллова,
Пресс-секретарь Миссионерского и Молодёжного отделов Екатеринбургской епархии.


Миссионерский отдел Московского Патриархата — ©2009-2012